?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Описание еще одного, уже седьмого по счету танка, стоящего на восточном склоне высоты 165, примерно в трехстах метрах от её вершины. "Чи-Ха", Тип 97  в "старом" исполнении, вооруженный короткоствольной 57 мм пушкой. Один из двух десятков японских танков, уничтоженных нашими десантниками в ходе японской контратаки 18 августа 1945 году. Эта машина. в отличии от других, словила не пулю ПТРД а что-то сильно побольше калибром, что привело к преждевременной  гибели бронеединицы и всего её экипажа.


Из статьи "Памятники военной истории на Северных Курилах (По результатам обследования островов Шумшу и Парамушир в 1991 - 1992 гг.) Н. Б. Аюшин, В. И. Калинин, Д. А. Анча", опубликованной  в Краеведческом  бюллетене за  1998. № 1.

б) танк "чи-ха" (вариант с короткой 57-мм пушкой, корпус клепаный) в 350 м восточнее вершины г.Северной также носит следы воздействия огня. С правой стороны у танка отсутствуют гусеница, два верхних катка, ведущее колесо и крыло, вырван кусок брони в подбашенном отделении, прилегающие к пробоине участки брони выгнуты наружу. В остальном танк сохранился хорошо.


    Танк стоит на восточном склоне высоты 165, сопки Северной, рядом с дорогой, ведущей к Мемориалу у высоты. Как результат, он "звезда" фотообъективов, его фотографируют все туристы, что бывают на острове и посещают высоту 165 и Мемориал  у её  вершины. Ранее, до того как в 2014 году её попытались вывезти представители Министерства Обороны, танк, разбитый попаданием снаряда и послностью выгоревший стоял посреди выжженой проплешины, стоял там 69 лет. Ранее, до середины восьмидесятых танк лежал на правом борту, и это место требует дополнительного исследования, так как там могут находиться выпавшие из корпуса останки погибших  членов экипажа.  Сейчас он находится на пару десятков метров ближе к дороге.

  Снята гусеница по правому боту, отсутствуют оба ведущих колеса, судя по всему демонтированы в пятидесятых-шестидесятых для установки на уцелевшую технику. Так как машина выгорела, двигатель и коробка передач присутствуют на месте.  Внутренние перегородки и экраны все сорваны. асбестовая оббивка вся ободрана, оборудование внутри уничтожено. Пустая бронекоробка с движком, остатками трансмиссии и хламом внутри. Так как машина командирская, на башне присутствуют фрагментарные остатки крепления поручневой антенны. Также на башне сохранилось  крепление  для зенитного пулемёта.

Данная машина принадлежит  командиру 1-го взвода 1-й роты  11-го танкового полка.

Первое фото сделано в 1967 году, второе  примерно в конце семидесятых-начале восьмидесятых, точно неизвестно. Танк перевернут, видны повреждения днища, вырванный лист брони и на втором фото пролом от снаряда.




    Машина с тяжелой судьбой, так сказать.  На старых фото шестидесятых годов она запечатлена уже перевернутой на левый борт. Явилось ли это следствием взрыва/попадания снаряда или танк был после войны опрокинут на бок для удобства демонтажа  ходовой части мне неизвестно, пока еще слишком мало информации. Может быть всплывут еще какие снимки или воспоминания ветеранов или жителей острова, где будет упоминание этого танка. Пока что сегодня можно сказать, что, предположительно, это танк 18 августа 1945 года получил попадание крупнокалиберного снаряда, попавшего в правый борт и далее сквозь боевое отделение пробивший дно как раз на месте стрелка и разорвавшегося. Наверное, стал добычей комендоров одного из боевых кораблей, прикрывавших огнём своей артиллерии высадки. Или береговой батареи с м. Лопатка, почти на пределе дальности.Также, как вариант, подрыв на мине или противотанковая граната под "брюхо", но это маловероятно, характер повреждений особо не подходит. Выломана часть бронезащиты подбашенного погона, вырван частично лист брони со дна танка. Экипаж при таких раскладах должен был погибнуть почти мгновенно в полном составе. Что и подтверждатся списком безвозвратных потерь полка.  Но на этом злоключения железки не закончились.

    Примерно во второй половине восьмидесятых, тут информация разнится,  танк перевернули обратно, поставив на катки и в таком положении он и дошел до нашего дня. Ну, почти. Проблема возникла в 2014 году, во время пребывания московской экспедиции МО на острове. По какой-то причине именно эта машина сильно приглянулась бравым военам и они решили её отжать. Именно отжать, так как никаких других эпитетов к данному действу больше применить не получается. Вообще планы были тогда огромные, планировалось вывезти множество образцов техники прямо с поля боя, причем тот нюанс, что эта техника принадлежит Сахалинской области и стоит на балансе местного музея полностью игнорировался. Но тут возникли проблемы. Отважные "спасатели" внезапно обнаружили, что их желания полностью не соответствуют их возможностям, так как имеющаяся у них техника категорически не могла перевезти приглянувшуюся  раритетную бронемашину к пирсу в Байково, где стоял килектор, на котором все это должно было уехать на материк. Даже имеющийся у них Ми-26 не был оборудован для транспортировки объектов такого веса и размера. Вся проблема была в том, что эти орлы просто не подготовились к экспедиции заранее, и не изучили, что именно там будет, где это будет, и как это придется вывозить. Собственно, именно все это и спасло уникальное поле боя от разграбления, то есть виноват -  спасения,  тогда, в 2014 году.

    Но вернемся к нашему многострадальному танку. В связи с тем. что именно он почему-то особо  понравился МОшникам (несколько раз упоминавшийся тогда пресловутый "радиотанк" ?), было решено "спасать" в первую голову его. Но, так как возможности нормально перевезти его со склона высоты 165 не было, решили импровизировать и доставить его до Байково путём волочения по земле. То есть привязали к нему трос, зацепили тягачом и повлекли/поволокли к точке спасения.

    Совершенно естественно, что взорванная, выгоревшая до тла  и простоявшая 69 лет на открытом воздухе в не самом лучшем климате для железа машина не выдержала такого гнусного надругательства над собой и музейный объект инвентарный номер такой-то начал благополучно разваливаться прямо по ходу волочения. С счастью, это было сразу замечено и транспортировка моментально прекратилась, танк был сдвинут со своего места примерно метров на 15-20. Так он и стоит по сей день. Пока стоит.

    В этом году очередные поползновения "спасателей" стольного города Москва по вывозу техники с музейного поля были пресечены в корне представителями Сахалинской области. Есть надежда, что удасться сохранить уникальное место в целости для исследователей и потомков.


На старых фото можно видеть, как стояла машина до неудачной  попытки её утащить. Семь снимков от разных авторов с интернетов, к сожалению не помню точно, откуда они у меня набрались

(без названия)(без названия)
(без названия)
(без названия)(без названия)
(без названия)(без названия)



Фото начала лета 2013 года.

(без названия)(без названия)


И фотографии, сделанные в августе 2015 года. На них отлично видно, как танк пытались тащить, глубокие борозды на земле.

(без названия)(без названия)
(без названия)
(без названия)(без названия)
(без названия)
(без названия)(без названия)
(без названия)


Comments

( 1 comment — Leave a comment )
livejournal
Dec. 27th, 2015 05:39 am (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal восточного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
( 1 comment — Leave a comment )

Profile

Мина
exarchmk
exarchmk

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Taylor Savvy