?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Из воспоминаний Дмитрия Николаевича Крюкова, в 1945-1948  годах являвшегося начальником Гражданского управления Южного Сахалина и Курильских островов. Человека, который налаживал мирную жизнь на этих новых, отошедших к нам территориях. Бывало тогда  всякое во взаимоотношениях с японцами, в том числе и комичные моменты.
Воспоминания  публиковались в Краеведческом Бюллетене за 1993 год в номерах с 1-го по 3-й.


Д.Н . Крюков.  Гражданское управление на Сахалине и Курильских островах 1945-1948 годах. Воспоминания.

фрагмент:

...Осмотрев город, мы поехали в комендатуру. Комендант решил угостить нас на славу. Уютная столовая, рядом хорошая кухня, на столе цветы. Кроме поваров, взял четырех бойцов для обслуживания. Чистота, повара и бойцы в каких-то немного странных белых коленкоровых халатах, на головах белые колпаки, но не плоские, а колышком. Мы все сели за хорошо сервированный стол. В бутылках виски, сакэ, наша водка. Пригласили за стол и мэра. Обед приготовлен вкусно.
     Бойцы чинно подают нам одно за другим блюда, убирают опорожненные тарелки. Я заметил: когда бойцы подходят к губернатору и мэру, те как-то невольно отодвигаются и несколько испуганно смотрят на них. Думаю: что же они отравы, что ли, боятся? -  Но потом едят с удовольствием. Я прошу капитана Жуйкова выяснить у их переводчика, почему они как будто боятся бойцов? Оказалось, что на бойцах надеты немного переделанные под халаты балахоны, по-нашему саваны, в которых японцы сжигают мертвецов. Закончили  обед, я отозвал на кухню коменданта и сказал: «За обед спасибо, отличный, вкусный, но вот японских гостей ты напугал! Где ты достал эти халаты?» Он: «Это маскировочные плащи лыжных команд, мы их взяли на складе юнкерского училища». Я: «Это не плащи, а саваны для мертвецов». Он глаза вытаращил: «Не может быть?»...

Comments

( 24 comments — Leave a comment )
welder_history
Feb. 4th, 2016 02:24 am (UTC)
Кто же мог знать :-)))
exarchmk
Feb. 4th, 2016 02:48 am (UTC)
Это очень интересные и жизненные воспоминания, написанные хорошим языком. К сожалению, малоизвестны, в основном печатались на Сахалине.
Множество эпизодов становления нашей власти и взаимодействия с местным населением.
naslednik_dv
Feb. 4th, 2016 05:44 am (UTC)
Изданы как книга-альбом (с фотографиями) в Южно-Сахалинске в 2012 году. Тираж - 500 экз ))
exarchmk
Feb. 4th, 2016 06:12 am (UTC)
Офигеть, 500 экземпляром. Этого даже в библиотеки и организации не хватит раздать.
Может потом начать их у себя выкладывать?
naslednik_dv
Feb. 4th, 2016 06:35 am (UTC)
Конечно. И непременно фотоиллюстрации подобрать.
Кстати, у Крюкова есть очень странный эпизод в воспоминаниях. Он пишет "погибли Виктор Гужев и Саша Малышев от скрывшихся японцев" (14/Отношение японцев к нашим мероприятиям). Но дружинники Гужев и Малышев погибли в 1960-м или 1961 году. Обстоятельства их гибели хорошо известны (это в моём родном городе произошло). Как и зачем они попали в воспоминания Крюкова - загадка.
exarchmk
Feb. 4th, 2016 06:45 am (UTC)
Может были какие-то более поздние вставки в текст, по памяти?
Насчет фотоиллюстраций как раз все плохо. Я могу надергать снимков японских городков и гражданских японцев. Еще с сайта Сахалинского краеведческого музея можно навытягивать какое-то кол-во фото, там есть и пленные японцы на работах по восстановлению и быт первых переселенцев, но опять же - немного.
Так что снимков будет мало-мало.
welder_history
Feb. 4th, 2016 06:54 am (UTC)
А что произошло с дружинниками?
naslednik_dv
Feb. 4th, 2016 07:24 am (UTC)
Кореец дебоширил, застрелил из ружья.
welder_history
Feb. 4th, 2016 07:33 am (UTC)
Я полагаю, вот в этом и кроется причина путаницы с воспоминаниями...
Кореец, японец...
naslednik_dv
Feb. 4th, 2016 07:36 am (UTC)
Но 15 (!) лет разницы: Крюкова уже и на Сахалине нет.
welder_history
Feb. 4th, 2016 07:43 am (UTC)
Вдогонку, до кучи, наверное...
naslednik_dv
Feb. 8th, 2016 10:52 pm (UTC)
Вношу коррективы: кореец был в другом эпизоде, раньше. Ребят застрелил дико пьяный русский: гонял семью, отправили дружинников... Мой отец работал с сыном убийцы. И тоже, будучи под Новый 1975 год дружинником, участвовал в изъятии ружья у пьяного, но не буйного земляка.
welder_history
Feb. 4th, 2016 06:54 am (UTC)
Да, воспоминания очень интересные!
naslednik_dv
Feb. 4th, 2016 05:42 am (UTC)
Вообще ни черта не знали. С начала 30-х готовились воевать с Японией и не знали о противнике ничего: ни языка, ни быта, ни культуры. Только риторика: "самураи", "самураи"....
exarchmk
Feb. 4th, 2016 06:11 am (UTC)
По военной части информация имелась, а вот по культурно-бытовой да, были серьёзные проблемы. Это даже на японских пленных потом сказалось, когда не зная их типа питания начали кормить супами по прибытии в Сибирь, это после голодовки в сборных пунктах Маньчжурии. Народ и начал помирать с непривычки.
naslednik_dv
Feb. 4th, 2016 07:27 am (UTC)
...По военной части информация имелась
Неполная, местами - до белых пятен, местами - ложная. Это в ряде случаев привело к человеческим и материальным потерям, бессмысленным разрушениям.
exarchmk
Feb. 4th, 2016 08:22 am (UTC)
А что делать, если основные способы ведения разведки, это радиоперехваты, наблюдение со своей территории? Насколько мне известно, мы не пользовались агентурной разведкой также активно как японцы, которые к нам засылали толпы китайцев.
Хотя и японцы тоже пролетали с данными своих разведок, хотя и в меньшей степени.
Представление о армии противника имелись о обеих сторон, у японцев в немалой степени от немцев, у нас - от янки. Но японцы сильно выигрывали от привлечения наших эмигрантов и в знании языка, это у них было поставлено более качественно и масштабнее чем у нас.
naslednik_dv
Feb. 4th, 2016 08:35 am (UTC)
Э-э! Сахалин-Карафуто - особая история... Здесь "белоэмигрантов" - не густо. Здесь, в основном, по два-три раза перевербовывали местных (айнов, нивхов). И богатея якута Винокурова, которого наши типа "завербовали" ))В агентурной разведке яппы нас всё же переиграли. А по поводу сотрудничества с янки: я с удивлением смотрю на подробнейшие американские гидрологические карты Карафуто 1943-44 гг., где не только глубины-камни-порты, но и портовые города с сеткой улиц и основными объектами. И думаю: а почему наши десанты пошли в Тооро и Эсутору вообще без карт? Сажая "сторожевики" на камни, работая на берегу по мутным аэроснимкам, сделанным за пару дней до высадки? Очень печально.
exarchmk
Feb. 4th, 2016 09:15 am (UTC)
Это наверное потому, что там американские самолёты не садились и их не раскулачивали на предмет карт и схем как в Петропавловске. :) Ну и формально не воюя, крайне трудно, к примеру направить подводную лодку для изучения берега в глубину вражеской территории или летать и фотографировать. А наглые янки даже на Сахалине высаживались и устраивали теракты. :)
На Фолде есть доклады амеровские по Сахалину, фото, разведка, каталог целей для воздушных атак. Я все хочу найти там фотоконтроль бомбёжек Сахалина, но пока нету.
livejournal
Feb. 4th, 2016 03:35 am (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal восточного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
Анатолий Кошкаров
Feb. 4th, 2016 03:34 pm (UTC)
На счет бомбежек Карафуто амерами я не уверен,а вот подводники ихние конечно хорошо покуражились.Гидрологические карты Карафуто 1943-44 г обычно составлены по более старым картам 30-х годов.Вопрос какими способами они добывались.
denis_kulakov
Jul. 29th, 2018 12:02 pm (UTC)
А мне из его воспоминаний запомнилась история с публичными домами... почему-то
exarchmk
Jul. 29th, 2018 11:45 pm (UTC)
У него полностью все воспоминания великолепны. Они где то уже выложены в Инете полностью в нормальном обработанном виде?
denis_kulakov
Jul. 31st, 2018 12:51 pm (UTC)
Не помню где их читал, может быть на работе. Если вспомню, сообщу.
( 24 comments — Leave a comment )

Profile

Мина
exarchmk
exarchmk

Latest Month

August 2018
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Powered by LiveJournal.com
Designed by Taylor Savvy