exarchmk (exarchmk) wrote,
exarchmk
exarchmk

Category:

Остатки японской канатной дороги на Парамушире

Остров Парамушир, район Касивабара. Севернее города, на обширном плато располагался большой военный аэродром, руины которого до сих пор украшают тамошние пейзажи. Но пока речь не о них. Расположенный высоко  на плато аэродром,  помимо хорошей автомобильной дороги,  был связан с городом,  бухтой и находящимся рядом карьером также и настоящей подвесной канатной дорогой, вдобавок еще и электрической. Да, были когда-то в тех местах и такие вот шайтанские вещи. Сейчас, естественно, от неё практически ничего не осталсь, беспощадное время и не менее беспощадные человеки сделали своё черное дело. Осталось буквально совсем ничего, несколько кусков от ковшей для перевозки сыпучих грузов, основания столбов, разбросанные по кустам ролики и короткая запись в архивных документах.

UPD: Добавлены старые фото, канатной дороги и гидроэлектростанции.


Историческая и военно-географическая справка

В северо-западной части острова на расстоянии 3-5 км от бухты расположен аэродром, который связан с бухтой улучшеной грунтовой дорогой. Кроме того, от бухты до аэродрома проходит электрическая подвесная канатная дорога.
ЦАМО Фонд 2285 опись 1 дело 5

     Действительно, имела место быть в реальности такая дорога. Причем с аэродромом была связана канаткой не только бухта. Выше от бухты, ближе к плато, где расположен аэродром Китанодай, о котором собственно и идет речь, и несколько над ним располагался карьер, где добывали камень. Для постройки аэродрома было нужно много материала и для удобства и быстроты транспортировки японцы соорудили подвесную канатную электрифицированную дорогу.  Железные двустворчатые ковши спускали камень с карьера к аэродрому. Также была и ветка в сторону бухты, туда, судя по всему, ходили деревянные кабинки для пассажиров. Сейчас уже от этого сооружения практически ничего не осталось, кроме частей от ковшей, роликов и  оснований от опор . Бренные останки ковшей разбросаны возле ремонтного ангара на Китанодай, похоже их там наши разбирали. Там же и ролики валяются от них.
     К сожалению, нет точной информации о том, как и от чего канатная дорога снабжалась электроэнергией. Предположительно, от дизельной станции, которая питала весь аэродром. Но тут есть нюансы. При раскопках выясняется, что японцы на аэродроме испытывали  явный дефицит в электроэнергии, так как попадаются в обилии керосиновые лампы, самодельные светильники из консервных  банок, заправленных  жиром  со вставленным фитилём, с парафином. Встречаются и батареи от японских радиостанций двух различных типов, которые явно использовали для освещения помещений.  Поэтому вопрос, откуда запитывалась канатка, пока открыт.

Половинка одного ковша

DSC_0017.JPG
DSC_0019.JPGDSC_0018.JPG
DSC_0020.JPG



Часть другого ковша.

DSC_0025.JPG
DSC_0024.JPG



Разбросанные ролики канатной дороги.

DSC_0048.JPGDSC_0026.JPG


Общий вид карьера.  Квадраты камнями выложены еще японцами. Там же,  правее стоит большой камень с посвятительной надписью по японски.

DSC_9740.JPGDSC_9739.JPG
DSC_9738.JPG



Написано что-то вроде:  "Не посрамим память отцов. Сикоку.Сапёрный батальон "Вакай сакура" .... " и  далее название роты, имя командира, взвод и имя мастера.  Точного перевода пока еще нет.

DSC_9734.JPG
DSC_9735.JPGDSC_9736.JPG
DSC_9729.JPGDSC_9728.JPGDSC_9731.JPGDSC_9730.JPG



Фотография еще функционирующей  канатной дороги, сделанная в сентябре 1946 года. Цепочка опор канатки  спускается к старому городу, вдали видны Второй Курильский пролив и остров Шумшу   Фотоальбом  «По земле тысячи островов», снимок от 27 сентября 1946 года.

5677.jpg



Фотоснимок плотины,  бассейна и водотока на японскую гидроэлектростанцию, предположительно питавшую канатную дорогу. Фотоальбом  «По земле тысячи островов», снимок от 29 сентября 1946 года.

4556.jpg

Tags: Курильские острова, Парамушир, история, фотографии
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments