?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

     Маленький фрагмент, посвященный особенностям  передислокации японских сил на островах Парамушир и Онекотан осенью 1944 года.
     Из сборника монографий по военной истории: Боевые действия сухопутных сил на северо-восточном направлении. Часть 2. Оборона Курильских островов, Сахалина, Хоккайдо. (Научно-исследовательский оборонный институт Управления обороны Японии. Отдел военной истории. Издательство газеты «Асагумо»).

...

Изменения в боевом размещении на о-ве Парамушир

     В связи с приказом о возвращении нескольких частей командир 91-й дивизии перевел 291-й отдельный пехотный батальон (командир капитан Хаяси Кунихиса) из района Кабасато (10 км к западу от Мусаси) в район сельскохозяйственных ферм Умэки, который до этого являлся районом обороны 26-го пехотного полка (10 км к северо-востоку от Райбати). Также в связи с прибытием в Какумабэцу 1-го батальона 4-й морской мобильной бригады основные силы дислоцировавшегося здесь 292-го отдельного пехотного батальона были переведены в Мусаси.
     1-я северокурильская группа на о-ве Онекотан получила приказ сосредоточить усилия на обороне района Нэсигэ (Нэсигэру), основные силы передислоцировать в северную часть острова.

  Примечание. Касательно всех этих изменений в боевом размещении начальник штаба дивизии Накамура оставил следующие воспоминания: «По сравнению с южными районами острова северные районы, где имелась удобная площадка для оборудования аэродрома и залив для приема кораблей, имели приоритетное значение».

     С конца сентября все части и подразделения приступили к выполнению своих штатных задач. В ноябре 1944 г. дислокация основных сил и средств 91-й дивизии была следующая (см. схему №31).
     Что касается сил флота, то командир дивизии, исходя из худшей ситуации, требовал от них такую организацию обороны, которая затрудняла бы противнику попытки захвата аэродрома и залива (Касивабара, Катаока).


Изменения боевого размещения 1-й северокурильской группы

     Перемещение в северные районы группировки, не имевшей для этого флота, началось со строительства сети дорог.

Схема №31



     На эти перемещения ушло более трех месяцев. Когда сосредоточение сил и средств в северной части острова Онекотан завершилось к концу года, уже наступил сезон жестоких холодов. Тяжелые и скорострельные орудия невозможно было перемещать вручную, поэтому орудия так и остались в южной части острова, артиллерийские части оказалась разбросанными друг от друга.
Командир 1-й Северокурильской группы полковник Нихо Сусуму оставил следующие воспоминания о тех испытаниях, которые выпали на долю боевой группы при ее передислокации.

  В результате изменения решения командования нам предстояла новая передислокация. Мы с большим трудом отрывали в грунте укрепления, а теперь снова менять позицию. Личный состав, постоянно выполняя перемещение грузов и снаряжения, окончательно выбился из сил. Особенно тяжело дался переход в район Нэсигэ, начавшийся в конце сентября и занявший более сотни дней.
  Это только называется сентябрь, на самом деле уже выпал снег, который не таял. К тому же наступил сезон штормов, разбивать палаточный лагерь для отдыха стало невозможно.
  В первое время, когда мы высадились на острове, мы еще не знали особенностей здешней погоды и ставили палатки, но не прошло и полугода, как у нас не осталось ни одной целой палатки. Так все мы на собственной шкуре осознали необходимость строительства каких-то более прочных укрытий, наполовину заглубленный в грунт. По прибытии к месту назначения строили капитальные казармы, в которых можно было перезимовать. Теперь нам предстоял длительный переход с грузом и имуществом, который по всем расчетом должен был составить около 100 дней.
  В соответствии с планом командования группы каждое подразделение переносило в первую очередь палатки. Затем неоднократно возвращались в прежнее место дислокации, чтобы забрать очередную партию груза. Если весь груз распределить по всему личному составу, находившемуся в распоряжении командира группы, то на каждого человека приходилось в среднем 32 тюка. Если груз был габаритным, сколачивали ящик из толстых досок и волокли усилиями полутора десятка человек.
  Путь пролегал на высоте 300-400 метров над уровнем моря по хребтам возвышенностей. Ничего, кроме лесных троп не было, передовые подразделение начинали движение, прокладывая дорогу, последующие подразделения ее утаптывали, так эти дороги и образовались.
  Кроме того, поскольку ранее мы уже подвергались обстрелам и бомбардировке, то на случай отражения воздушного налета нам необходимо было обеспечить противовоздушную оборону в местах стоянок. Также по обочинам дорог приходилось оборудовать временные укрытия.
  Обычно дул ветер со скоростью 30-40 метров в секунду. При таком ветре людей с грузом на плечах разносило, бывало, люди падали и катились с грузом вниз по склонам. Сносило даже большие деревянные ящики, о которых говорилось выше, тогда они с грохотом катились вниз. Вот таким образом проходила передислокация. Если учитывать весь срок, включая завершение работ по оборудованию жилища для зимовки, то получалось, что в день мы преодолевали не более 80 метров.
  Удивительно, что во время этого опасного перехода не было ни одного воздушного налета. Примерно к середине декабря группировка восстановила свою боевую готовность...

Recent Posts from This Journal

Comments

( 1 comment — Leave a comment )
livejournal
Dec. 23rd, 2016 12:37 am (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal восточного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
( 1 comment — Leave a comment )

Profile

Мина
exarchmk
exarchmk

Latest Month

April 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Taylor Savvy