exarchmk (exarchmk) wrote,
exarchmk
exarchmk

Categories:

Налеты американской авиации на Шумшу и Парамушир, зима, весна и лето 1945 года

Атаки американской авиацией Северных Курильских островов, зима, весна и лето 1945 гг.  Эффективность ударов и потери японских сил.  Пишут японцы про японцев и для японцев, поэтому к данным в этом отрывке (как, впрочем, и во всех  остальных выкладываемых здесь частях этой монографии) нужно подходить с большой осторожностью.
Сборник монографий по военной истории: Боевые действия сухопутных сил на северо-восточном направлении. Часть 2. Оборона Курильских островов, Сахалина, Хоккайдо. (Научно-исследовательский оборонный институт Управления обороны Японии. Отдел военной истории. Издательство газеты «Асагумо»).


Воздушные бои.
Американская авиация совершала налеты практически ежедневно. Ее основными целями были базы сухопутных и военно-морских сил в районе Касивабары и Катаоки. Весной 1944 г. осуществлялись преимущественно ночные налеты, которые не наносили ощутимого ущерба, однако по мере продолжения боевых действий налеты стали производиться и в светлое время суток, при этом воздушные звенья наносили достаточно точные бомбовые удары с высоты не менее 10 тысяч метров по зенитным установкам (несколько десятков зенитных орудий располагалось в проливе Парамушир) и нашим истребителям (их оставалось всего 4 самолета, до лета 1945 г. почти все были переведены на аэродромы Хоккайдо). Дальнобойность наших зенитных орудий составляла несколько более 6000 метров, поэтому не могла вести эффективный огонь по авиации противника.

     На рубеже весны и лета 1945 г. появилось новое необычное вооружение –  ракетные снаряды. Чтобы избежать попадания в зону действия наших радиолокационных станций дальнего обнаружения, американские самолеты, набрав сверхмалые высоты над морской поверхностью, осуществляли внезапный налет и с помощью ракетных снарядов наносили удары по нашей береговой инфраструктуре (например, по маяку на о. Шумшу, местам дислокации патрульных сил, радиолокационных станций, находящихся вдоль береговой линии).

Ракетный удар "Вентур" 24 января 1945 года по маяку на м. Кокутан.

444.jpg


   Подпись к фотографии. Момент, запечатлевший сбитие бомбардировщика В-24 (о. Шумшу, высота около 6000 м). Две толстые белые линии в правом направлении –следы В-24, тонкая линия – след нашего(японского) самолета из состава 54-й воздушной флотилии. В нижней части снимка флотские казармы в Катаока.

1.jpg

     Наиболее вопиющими были случаи, когда атаке подвергались суда, стоящие на якоре под разгрузку. Самолеты прорывались сквозь плотный заслон зенитных орудий, сбрасывали ракеты и топили суда. Справедливости ради стоит отметить, что в большинстве случаев нашим зенитчикам удавалось сбить такие самолеты.


B-25 "Митчелл"  атакует грузовой транспорт (2200 брт) из состава японского конвоя, стоящий под разгрузкой в бухте Касивабара, Второй Курильский пролив. 10 мая 1945 г.




     Американские военные историки следующим образом оценивали наши действия:

«Однако нельзя было не учитывать точность зенитного огня противника на Курильских островах. Количество зенитных орудий и самоходных орудий постоянно наращивалось, к моменту завершения боевых действий насчитывалось 113 зенитных и 152 самоходных установок. Бывало так, что в звене из 8 тяжелых бомбардировщиков 5 получали повреждения огнем зенитных орудий. К тому же в течение трех месяцев 1945 года было сбито или пропало на нейтрально территории более 50% средних бомбардировщиков».

     Однако и наши потери с улучшением погодных условий возрастали. Потери в июне-июле 1945 г. можно оценить по следующей таблице.

     Начиная с июня, средства противовоздушной обороны в наших частях стали использоваться в наземных боевых действиях. Однако вследствие недостаточного количества боеприпасов их применение было ограничено как в противовоздушных, так и наземных боях.

     Согласно американской военной истории, успехи стратегических бомбардировок на Северных Курилах оцениваются следующим образом.

Дата Время Место Самолеты, участвующие в налете Ущерб
05.06.1945 12:00 Шумшу В-24×2 Уничтожены склад боеприпасов, наземная постройка
08.06.1945 12:00 Шумшу В-24×3 1 судно потоплено, раненых и убитых 12 чел.
18.06.1945 12:30 Северные Курилы В-24×2~3 1 моторный парусник сожжен, 1 судно пропало без вести
24.06.1945 14:25 Матуа В-24×2 1 истребитель получил легкие повреждения, 2 истребителя тяжелые повреждения, 4 средних бомбардировщика уничтожены, 3 получили легкие повреждения
11.07.1945 05:00 Парамушир В-24×6 2 постройки уничтожены

«Из 65 консервных заводов и рабочих площадок, располагавшихся в северной части Курильских островов (Алаид, Шумшу, Парамушир), к августу 1945 оставалось всего лишь 15. Бòльшая часть из них была полностью разрушена, остальные были заброшены. Один из главных заводов консервный завод в Катаоке был полностью уничтожен 26 июля 1945 г. зажигательными бомбами. 23 августа также зажигательными бомбами был уничтожен консервный завод в Касивабаре, при этом наводка бомбометания производилась радиолокационным способом, т.к. низкие густые облака не позволяли производить визуальное прицеливание. Таким образом, поставки готовой продукции с Курильских островов на основную территорию страны были в значительной степени нарушены.

Парамушир, результаты авиаударов по  постройкам рыбаков и атака "Вентурами"
рыболовного бота.  Июнь 1945 г.


33.jpg

Ущерб, нанесенный американской авиацией японскому флоту в период с декабря 1944 г. по август 1945 г., следующий:

  • потоплено 6 судов (4900 тонн);

  • повреждено 25 судов (7100 тонн);

Всего 31 судно (12000 тонн).

Японский траулер, атакованный PV-2 Harpoon у восточного побережья о.Парамушир. Июнь 1945 г.

222.jpg

С июня 1943 г. авиацией 11-й воздушной армии на Северные Курилы было сброшено 639 тонн бомб (пик пришелся на май 1945 г., объемы сократились наполовину после того, как бомбардировщики В-29 и самолеты палубной авиации перенесли удары на Хоккайдо). С января по 14 августа 1945 г. было осуществлено 585 боевых вылетов, сброшено 432 тонны бомб. Самым активным периодом являлся июнь 1945 г., за месяц было сброшено 96,8 тонн бомб.

Расход самолетов при боевых действиях в северной части Тихого океана: боевые потери по отношению к небоевым (плохие погодные условия, выход из строя на земле, прочие причины) составил 6,5 к 1».
Tags: ww2, Курильские острова, авиация, история, книжное
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments